8 советов, как правильно написать реферат           

Как написать реферат?

Реферат – это первая попытка научного исследования, «облегченный» вариант курсовой, первый творческий поиск. Это - маленький шаг к исследовательской работе. Написать реферат легко, даже если вы до этого никогда его не писали.


Я поделюсь своим опытом, который поможет вам справиться с этой задачей. Если вы уже писали рефераты, то мои советы помогут «освежить знания».

Начинайте реферат с подбора литературы и составления ее списка в «теле» самого реферата (т.е. в файле Word, в котором вы собираетесь писать этот реферат).

 

Обычно, для реферата необходимо не более 5 источников (но  кол-во лучше уточнить в требованиях вашего ВУЗа или школы).

 

Первым источником возьмите какое-нибудь «каноническое» издание» (как я его называю) – энциклопедию или общеобразовательный учебник по данной дисциплине. 

 

Например, если вы пишете реферат по «Новгородской республике», то первым вашим источником может стать учебник по истории России. Прочитав краткую справку, вы сможете понять, о чем вообще должен быть ваш реферат. Общее понимание темы поможет подобрать другие источники. К тому же, энциклопедия или другое маститое издание добавит «солидности» вашему списку литературы

 

Или, как вариант, когда под рукой нет учебника, начните свое исследование с Wikipedia. Если статья там составлена грамотно, то к ней должен быть список литературы, который может стать и вашим. Этот небольшой трюк поможет подобрать бОльшую часть списка литературы.

 

Но учтите, что статьями в Wikipedia следует пользоваться осторожно и лучше перепроверять факты в других источниках.


После подбора литературы составьте план (содержание) вашего реферата.

 

Примерный план любого реферата выглядит так:

 

 


1. Введение

2. Глава 1. Название главы

3. Глава 2. Название главы

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложения

 

Введение, заключение и список литературы есть в любом реферате. Название и количество глав зависят от темы.

 

Приложения может и не быть, если, конечно, этого от вас не требует преподаватель.

Составленный план – это «первичный», или «черновой» план. Пока не тратьте время на красивые формулировки для названия глав, а просто опишите, о чем будет каждая из них.

 

Например, если мы пишем реферат о той же Новгородской республике, то «черновые» названия глав могут быть такими:

Глава 1. Про государственное устройство

Глава 2. Про культуру и торговлю

 

Если есть возможность посоветоваться с учителем или преподавателем по поводу плана, то обязательно ею воспользуйтесь.

 

Смысловое содержание основных глав ( в нашем примере это главы «Про государственное устройство» и «Про культуру и торговлю») реферата всегда состоит из следующего «скелета»:

 

вводная часть: два-три предложения, которые подготавливают читателя к основной части главы.

 

Например, в главе «про государственное устройство» обозначьте уникальность Новогордской республики. Скажите, что она опередила время и что имела непохожее на соседей устройство, не вдаваясь в подробности.

 

основная часть: в этой части приводите факты, описание событий или описание опытов. Они должны подтверждать то, что вы написали во вводной части. Роль основной части - раскрывать, т.е. более широко пояснять тему главы.

 

Например, если продолжить тему Новогородской республики, то следует описать систему вече (уже с конкретикой), рассказать про сословия, о механизме принятия важных решений, что докажет посыл, который мы сделали во введении к главе о том, что она была уникальным явлением для своего времени.

 

заключение по главе: делаете вывод, исходя из того, что написали в основной части, или создаете некий словесный «мост» к следующей главе.

 

Например, можете сказать, что исходя из того, что мы увидели, Новгородская республика действительно была уникальным явлением (подытожить это словами), но она оставила след в истории еще и благодаря активной торговле и самобытной культуре, о которой расскажете в следующей главе.

 

Скелет универсальный. На него вы надеваете «мясо» и «кожу», т.е. слова по теме вашего реферата. Но логика главы, ее архитектура, не меняются. У вас есть введение, основная часть и заключение, которые вы наполняете своей темой, как некий сосуд. У вас есть скелет, на который вы надеваете мышцы и кожу, т.е. ваш предмет и тему по данному предмету.

Оформление лучше не оставлять на «после того, как напишу». Заранее узнайте, какие требования к размеру шрифта, оформлению ссылок, рисунков и схем. Если это ВУЗ, то должны быть «Методические рекомендации», в которых будут описаны все эти нюансы.  Если это школа, то обратитесь к учителю и все проясните. И сразу печатайте в соответствии с этими требованиями.

 

Вовремя не сделанное оформление может вылезти в последний момент и занять времени не меньше, чем написание одной из глав.


Ссылки (сноски) на цитаты тоже вставляйте сразу. Это будет не очень сложно, если вы воспользовались советом № 1 и уже составили список литературы. Волшебное сочетание клавиш «copy/past» («копировать/вставить») позволит не тратить лишнее время на переписывание выходных данных источника, а легким движением руки переносить наименование источника на нужную страницу.


И поверьте бывалому ученику: это сэкономит массу времени, так как вам не придется пересматривать все источники по второму кругу, чтобы найти, где была та или иная цитата.

Окончательное, «чистовое», название главам нужно давать тогда, когда вы закончили писать эти главы. Необходимо «подогнать» названия глав под научный стиль. По-другому, сделать эти названия более красивыми, чтобы была видна изюминка вашего исследования, его важность. В какой-то степени, это можно сравнить с наложением косметики у девушек. Только вы накладываете «косметику» на название главы.


Заключение, как ни странно, нужно писать в самом конце работы :)  Заключение - это отражение введения. Это одна из самых простых частей реферата. Вы берете информацию из введения и отвечаете на вопрос: «Что я сделал из того, что планировал?».


Например, если во введении ставилась задача доказать, что Новгородская республика – это уникальное образование для своего времени, то так и можете написать, что благодаря проведенному исследованию (или согласно нашему исследованию)стало понятно, что она действительно таковой и являлась. Мы выяснили, что у нее были следующие особенности (можно их перечислить , не описывая), и хотим сказать, что благодаря берестяным грамотам до сих пор черпаем информацию о том времени.

Делайте все не в один день.

 

В идеале работу нужно разделить на 3 части:

1. подбор материала

2. написание реферата

3. проверка

 

Конечно, каждый из этапов можно разделить еще на несколько подэтапов. Все зависит от вашего расписания. Если ситуация критическая и у вас осталось пару дней, то разделяйте эти этапы с помощью сна. Особенно важно отделить второй и третий этапы друг от друга. Если вы писали весь день реферат, то не в коем случае не проверяйте его в тот же день, а оставьте проверку на утро, чтобы голова хоть чуть-чуть отдохнула.

 

Вот основные советы. Извлекайте пользу и учитесь «на пять».

 

P.S. Если у вас возникли вопросы, оставляйте их в комментариях к статье. Я постараюсь ответить.


Write a comment

Comments: 3
  • #1

    parma (Friday, 03 July 2015 19:01)

    Много информации и советов не бывает ,вот можете еще прочитать статью ,поможет в написании http://blog.febro.ru/obrazovanie/referaty/

  • #2

    Alesha Shah (Wednesday, 01 February 2017 17:54)


    This excellent website definitely has all of the information and facts I wanted about this subject and didn't know who to ask.

  • #3

    Мария (Thursday, 17 May 2018 13:06)

    Студия научных работ UniArtic принимает заказы на выполнение любых научных работ на различные темы! Написанием ваших работ занимаются кандидаты наук, преподаватели со стажем работы и профессоры, которые уже не раз показывали свое мастерство в написании разного рода работ. Используются новейшие источники информации для написания работ. Пишут их изначально с высоким процентом уникальности, на высшем уровне! http://uniartic.ru/part/research-papers